На главную страницу Rambler's Top100

О журнале

Архив

Разделы

Полезные ссылки

Rambler's Top100

Yandex.CN Сделано для России , тематический каталог отборных русских сайтов.

 

К.Б. Герцев

главный специалист-эксперт
Управления государственного энергетического надзора (Ростехнадзор)
  • Энергобезопасность в документах и фактах ?5, 2007

    Методические указания о порядке подготовки и аттестации инспекторского состава по вопросам государственного энергетического надзора за энергоустановками (РД-12-05-2007)

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
    ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
    И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
    РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ


    Методические указания
    о порядке подготовки и аттестации инспекторского состава по вопросам государственного надзора
    за энергоустановками
    РД-12-05-2007




    УТВЕРЖДЕНЫ
    приказом Федеральной службы
    по экологическому, технологическому
    и атомному надзору
    от 5 апреля 2007 г. № 203

    ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ
    с 1 мая 2007 г.

    I. Общие положения

    1. Методические указания о порядке подготовки и аттестации* инспекторского состава по вопросам государственного надзора за энергоустановками (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 17 июня 1999 г. № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и п.п. 1 и 5.9 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401.

    2. Методические указания распространяются на работников Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и её территориальных органов.

    3. Методические указания определяют формы подготовки инспекторского состава по вопросам государственного энергетического надзора (далее - энергетический надзор), процедуры реализации этих форм и порядок аттестации вышеуказанного контингента.

    4. Задачей подготовки инспекторского состава является формирование и поддержание у него такого уровня знаний и практических навыков по устройству и технической эксплуатации электрических станций, тепловых установок и энергетических сетей, энергоустановок потребителей, который должен гарантировать высококвалифицированное проведение проверок организаций (юридических и физических лиц) на предмет обеспечения ими безопасного технического состояния энергетического оборудования и соблюдения правил и норм технической эксплуатации, требований по безопасному управлению технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием объектов энергетики и энергопринимающих установок, выявление недостатков, их причин и влияния на безопасность работы энергоустановок.

    5. В Методических указаниях под инспекторским составом следует понимать работников Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба) и её территориальных органов, осуществляющих энергетический надзор (включая и руководителей), аттестованных по правилам и нормам электро -, теплоэнергетики и принимающих участие в мероприятиях по контролю в соответствии с должностными регламентами.

    6. Обязательными формами работы с инспекторским составом являются:

    - вводный, внеплановый и целевой инструктажи по охране труда;

    - подготовка по новой должности (обучение, стажировка, проверка знаний, инструктажи);

    - первичная, периодическая (очередная, внеочередная) проверка знаний в объеме, определенном программой профессиональной подготовки по новой должности или программой подготовки, связанной с причиной внеочередной проверки знаний;

    - повышение квалификации.

    7. Требования Методических указаний являются обязательными для работников Службы, на которых возлагается организация подготовки и аттестации инспекторского состава.

    8. Подготовка и аттестация инспекторского состава строятся на основе принципа непрерывности обучения, реализуемого при проведении аттестации:

    - первичной (для лиц, впервые поступивших на работу, ранее не связанных с обслуживанием энергоустановок, осуществлением контроля за энергоустановками (специалисты по охране труда, инспектора по энергетическому надзору) или при перерыве в проверке знаний более трех лет);

    - внеочередной (при замещении должности, при введении в действие новых или переработанных законодательных и иных нормативных правовых актов, при нарушении служащим требований законодательных и иных нормативных правовых актов, при перерыве в работе более шести месяцев);

    - очередной, не реже одного раза в три года.

    9. Аттестация (далее - проверка знаний норм и правил, если не требуется разделения) инспекторского состава проводится в объеме, соответствующем должностным регламентам.

    II. Подготовка по новой должности

    10. К подготовке по новой должности для работы:

    а) в должности начальника (руководителя), заместителя начальника (руководителя), начальника отдела и его заместителя, начальника инспекции, отделения, группы, главного государственного инспектора Управления государственного энергетического надзора центрального аппарата Службы и территориального органа Службы допускаются лица, имеющие высшее техническое образование и не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или не менее четырех лет стажа работы по специальности в энергетической отрасли;

    б) в должности старшего государственного инспектора, государственного инспектора территориального органа Службы допускаются лица, имеющие высшее техническое образование и не менее трех лет стажа работы по специальности в энергетической отрасли.

    11. К осуществлению энергетического надзора допускаются работники Службы, прошедшие проверку знаний норм и правил работы в энергоустановках, имеющие IV-V группу по электробезопасности или прошедшие проверку знаний норм и правил работы в тепловых энергоустановках, на объектах котлонадзора и принимающие участие в мероприятиях по надзору в соответствии с должностными регламентами.

    12. При заключении служебного контракта между руководителем Службы, территориального органа и вновь принятым работником начальник Управления государственного энергетического надзора, руководитель территориального органа должен ознакомить этого работника:

    - с условиями труда и производственной обстановкой на рабочем месте;

    - со средствами защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;

    - со сведениями о производственном травматизме и профзаболеваемости;

    - с необходимыми мероприятиями по охране труда, а также с нормативными документами и должностными обязанностями по охране труда.

    13. Подготовка вновь принятых работников (инспекторского состава), на которых предусматривается возложить обязанности по осуществлению энергетического надзора, проводится по индивидуальной программе подготовки по новой должности (далее - программа), утверждаемой:

    - для работников Управления государственного энергетического надзора - начальником этого управления;

    - для работников территориального органа - руководителем соответствующего территориального органа или его заместителем по виду надзора.

    14. В зависимости от должности работника, относящегося к инспекторскому составу, программы подготовки по новой должности должны предусматривать получение необходимого объема знаний, стажировку, предэкзаменационную подготовку, проверку знаний норм и правил. По каждому разделу программы назначается ответственное лицо, а также устанавливается время, требующееся для освоения материала по каждому разделу данной программы. При составлении программы рекомендуется предусмотреть участие инспекторского состава в планируемых мероприятиях по осуществлению контроля (проверках).

    15. Программы разрабатываются в Управлении государственного энергетического надзора, территориальных органах на основании Типовой программы профессиональной подготовки по новой должности, приведенной в приложении 1 к настоящим Методическим указаниям.

    16. Инспекторский состав в процессе подготовки по новой должности изучает требования законодательных и иных нормативных правовых актов (далее - нормативные акты), технических, должностных регламентов, приобретает навыки самостоятельной работы, применяет их в решении практических задач, а также выполняет в процессе стажировки все учебные поручения в соответствии с утвержденной программой.

    III. Порядок проведения обучения по программе профессиональной подготовки по новой должности

    17. Обучение инспекторского состава должно начинаться с детального изучения им федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также организационно - распорядительных документов Службы.

    В процессе обучения усваиваются положения действующих нормативных актов и порядок их применения.

    Обучение ведется непосредственно на рабочем месте. В процессе обучения работник формирует необходимую базу нормативных актов по темам (разделам) в объеме, определенном в программе. База нормативных актов может быть сформирована как в электронном виде, так и на бумажном носителе. Работник сам определяет удобную для работы форму составления и ведения нормативной базы.

    18. Работник самостоятельно изучает нормативные акты в области энергетического надзора, регулирующие вопросы:

    а) устройства электроустановок, тепловых энергоустановок;

    б) технической эксплуатации;

    в) оперативно-диспетчерского управления;

    г) технологического присоединения;

    д) охраны труда (правил безопасности) при эксплуатации энергоустановок и тепломеханического оборудования;

    е) проведения работы с персоналом;

    ж) подготовки и проведения аттестации персонала;

    з) проведения испытаний и применения средств защиты;

    и) пожарной безопасности, предотвращения аварий, а также организации и проведения расследований технологических нарушений;

    к) оказания первой помощи при несчастных случаях.

    Лицо, ответственное за проведение профессиональной подготовки в процессе обучения работника, разъясняет практическое применение требований актов в области энергетического надзора.

    Изучение требований нормативных актов в области энергетического надзора завершается проверкой знаний инспекторского состава.

    19. При самостоятельной профессиональной подготовке работник обучается ведению делопроизводства в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в центральном аппарате Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-22-05-2006), утвержденной приказом Службы от 23 октября 2006 г. № 928.

    Изучение организации документооборота и исполнения документов, а также контроля исполнения (далее в данном пункте - делопроизводство) производится в объеме, определенном программой.

    Овладение полученными знаниями и проверка приобретенных навыков по делопроизводству осуществляются при стажировке работника.

    20. При профессиональной подготовке инспекторского состава по новой должности работник овладевает знаниями программного обеспечения, используемого в работе в соответствии с должностным регламентом. Минимальный объем знаний должен обеспечить уверенное пользование:

    а) текстовым редактором Word и табличным редактором Excel;

    б) Internet Explorer;

    в) электронной почтой (Outlook Express и т.п.).

    21. Работник при прохождении обучения должен ознакомиться с Положением об Управлении государственного энергетического надзора, территориального органа, изучить и руководствоваться в дальнейшей работе должностным регламентом.

    Проверка знания должностного регламента осуществляется путем устного опроса лицом, ответственным за проведение обучения. В процессе опроса выявляются знания проверяемого работника, определенные должностным регламентом (аттестуемый должен четко указать, что должен знать и чем должен руководствоваться).

    22. Ответственный за обучение в соответствии с программой должен ознакомить работника с реестром поднадзорных энергетических объектов, характеристикой и особенностями контроля и надзора за данными объектами.

    Обучаемый должен овладеть навыками ведения реестра поднадзорных объектов, умением использовать информацию автоматизированной базы при планировании мероприятий по контролю.

    23. Обучение по проведению контроля и надзора за поднадзорными объектами (комплексные, тематические (целевые) проверки) осуществляется в соответствии с программами (методиками) проведения мероприятий по контролю, а также действующими нормативными актами в объеме, определенном Программой.

    24. Лицо, ответственное за проведение обучения, в соответствии с Программой должно обучить работника вопросам учета и отчетности по технологическим нарушениям (авариям и инцидентам) в работе энергосистем, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей, в пределах компетенции отдела. В период обучения работник овладевает навыками ведения локальной базы по технологическим нарушениям и травматизму, а также проведения анализа и оценки произошедших нарушений и несчастных случаев с разработкой проектов мероприятий по результатам проведенного анализа.

    IV. Порядок прохождения стажировки

    25. Стажировка - практическое освоение непосредственно на рабочем месте навыков выполнения предстоящей работы.

    Стажировка является составной частью профессиональной подготовки по новой должности и отражается в разделе программы подготовки по новой должности.

    26. Стажировка вновь принятых работников, на которых предусматривается возложить обязанности по осуществлению энергетического надзора, проводится по индивидуальным программам профессиональной подготовки.

    27. Продолжительность стажировки должна быть от двух до четырнадцати рабочих дней (конкретную продолжительность устанавливает руководитель Управления государственного энергетического надзора, территориального органа в зависимости от уровня профессионального образования, опыта работы, должности обучаемого).

    Примечание. Начальник Управления государственного энергетического надзора, руководитель территориального органа может освобождать от стажировки работника, имеющего стаж работы в должности государственного инспектора не менее трех лет, переходящего из одного управления (отдела) в другое, если характер и требования к его работе не меняются.

    28. В процессе стажировки работник осваивает практическое применение:

    а) федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, организационно-распорядительных документов Службы;

    б) требований законодательных и иных нормативных актов в области энергетического надзора в объеме, определенном программой профессиональной подготовки;

    в) требований по созданию, обработке, хранению и использованию управленческих документов, оптимизации и автоматизации документооборота, повышения уровня документационного обеспечения управления при сочетании традиционных (бумажного) и электронного документооборота (делопроизводства);

    г) программного обеспечения и оргтехники.

    29. При проведении плановых и внеплановых проверок в период прохождения стажировки работник в объеме, определенном программой профессиональной подготовки, осваивает практическое применение навыков обследования энергетических установок и соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности в соответствии с утвержденной программой проведения мероприятия по контролю.

    30. В процессе стажировки работника в период проведения мероприятия по контролю за ним закрепляется контролирующее лицо, ответственное за ее проведение.

    31. Допуск работника к стажировке оформляется указанием начальника Управления государственного энергетического надзора или организационно - распорядительным документом руководителя территориального органа (заместителем руководителя по виду надзора) с указанием срока проведения мероприятия и фамилии лиц, ответственных за ее проведение.

    Подготовка проекта приказа (распоряжения) о допуске к стажировке поручается работнику, проходящему профессиональную подготовку, с целью практического применения навыков, изложенных в п. 19 настоящих Методических указаний.

    За все действия стажирующегося работника при проведении проверки отвечает в равной мере как контролирующее лицо, так и лично работник.

    32. При проведении мероприятия по контролю во время прохождения стажировки работник должен отработать четкое ориентирование в устройстве энергоустановок, электрических и технологических схемах, должностных, производственных инструкциях, инструкциях по охране труда, а также безопасной эксплуатации технического и оперативного обслуживания энергоустановок.

    33. Подготовка проектов акта по результатам проверки, а в случае выявления нарушений и проекта предписания при необходимости протокола о временном запрете деятельности, протокола об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания поручается работнику, проходящему стажировку, с целью практического применения приобретенных навыков.

    V. Порядок предэкзаменационной подготовки инспекторского состава

    34. Предэкзаменационная подготовка осуществляется по программе предэкзаменационной подготовки (далее в данном разделе - Программа).

    35. Программы разрабатываются для каждой должности и утверждаются председателем экзаменационной комиссии.

    36. Программы должны содержать перечень действующих законодательных и иных нормативных правовых актов в области энергетического надзора, а также перечень экзаменационных вопросов по каждой должности, по которым будет осуществляеться проверка знаний аттестуемых лиц.

    37. Предэкзаменационная подготовка может проводиться с использованием стандартного программного обеспечения, которое должно соответствовать современному мировому уровню. Программное обеспечение (контрольно-обучающее) должно соответствовать требованиям п. 36 настоящих Методических указаний и позволять осуществлять предэкзаменационную самоподготовку инспекторского состава.

    38. При использовании в предэкзаменационной подготовке и аттестации инспекторского персонала автоматизированных программ на базе персональных компьютеров ввод в работу данной системы осуществляется организационно-распорядительным документом Службы или территориального органа. В последним случае введение в работу аттестационных автоматизированных систем согласуется с Управлением государственного энергетического надзора.

    39. При самостоятельной предэкзаменационной подготовке работник осуществляет повторение требований нормативных актов, соблюдение которых входит в его должностной регламент, а также детализированно изучает аттестационные вопросы и подготавливает на них подробные ответы, основываясь на приобретенных в процессе обучения и стажировки знаниях. При подготовке ответов работник должен иметь четкое представление о том, чем вызвано то или иное требование нормативных документов в области энергетики.

    При использовании в предэкзаменационной подготовке, а также при проверке знаний норм и правил (далее - проверка знаний) автоматизированных программ на базе персональных компьютеров работник должен быть предварительно обучен работе с используемым программным обеспечением. Обучение навыкам работы с программным обеспечением осуществляет специально обученный работник, назначенный указанием начальника Управления государственного энергетического надзора или организационно-распорядительным документом руководителя (заместителя руководителя по виду надзора) территориального органа.

    40. Продолжительность предэкзаменационной подготовки определяет начальник Управления государственного энергетического надзора или его заместитель, руководитель территориального органа или его заместитель в зависимости от квалификационной подготовки аттестуемого лица. Продолжительность подготовки должна быть от одного до пяти рабочих дней, включая проведение проверки знаний.

    VI. Порядок допуска инспекторского состава к проверке знаний норм и правил

    41. Работник при подготовке по новой должности допускается к проверке знаний по итогам прохождения обучения, стажировки и предэкзаменационной подготовки.

    42. Периодическая (очередная, внеочередная) проверка знаний работников должна осуществляться после прохождения предэкзаменационной подготовки инспекторским составом в соответствии с гл. V настоящих Методических указаний.

    VII. Порядок проверки знаний норм и правил

    43. Проверка знаний норм и правил преследует цель оценить полученные теоретические знания работника за время обучения, их прочность, развитие творческого мышления, приобретение навыков самостоятельной работы, умение применять полученные знания для решения практических задач.

    44. При аттестации в области энергетического надзора проводится проверка знаний законодательных актов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, требований иных нормативно-технических документов в объеме, касающемся как энергоустановок энергетических предприятий, так и потребителей, о чем делается соответствующая запись в удостоверении о проверке знаний норм и правил работников, контролирующих энергоустановки (далее -удостоверение о проверке знаний), форма которого приведена в приложении 2 к настоящим Методическим указаниям, и в протоколе по результатам проверки в соответствии с п. 65 настоящих Методических указаний.

    45. Первичная проверка знаний работников, осуществляющих энергетический надзор в соответствии с должностным регламентом, проводится в срок не позднее одного месяца после назначения на должность или при перерыве в проверке знаний более трех лет.

    46. Очередная проверка знаний проводится не реже чем один раз в три года.

    47. Объем и порядок процедуры внеочередной проверки знаний определяются стороной, инициирующей ее проведение (Служба, Управление государственного энергетического надзора, территориальные органы).

    48. Перечень должностей и профессий работников, для которых устанавливается обязательность проверки знаний в предусмотренном для них объеме, утверждается руководителем Службы, территориального органа.

    Графики очередности проверки знаний утверждаются:

    - для работников Управления государственного энергетического надзора - начальником этого управления;

    - для работников территориальных органов - руководителем соответствующего территориального органа.

    49. Для проведения проверки знаний у работников, осуществляющих энергетический надзор, руководитель Службы назначает центральную аттестационную комиссию в составе не менее пяти человек.

    50. Председателем центральной аттестационной комиссии является руководитель Службы. Заместителями председателя центральной аттестационной комиссии назначаются заместители руководителя Службы (по виду надзора).

    51. Председатель, заместитель и члены комиссии (не менее пяти человек) Управления государственного энергетического надзора, территориальных органов Службы проходят проверку знаний в центральной аттестационной комиссии.

    Допускается проверка знаний отдельных членов комиссии на месте (в территориальном органе) при условии, что председатель и не менее двух членов комиссии прошли проверку знаний в центральной аттестационной комиссии.

    52. Состав комиссий уточняется ежегодно.

    53. Проверка знаний каждого работника должна проводиться индивидуально, в устной или письменной форме, или с использованием контрольно-обучающих автоматизированных программ на базе персональных компьютеров.

    54. Работник, в отношении которого рассматривается вопрос аттестации, приглашается на заседание комиссии в соответствии с утвержденным графиком проверки знаний.

    55. При очередной и внеочередной проверке знаний аттестуемое лицо допускается к проверке знаний только при предъявлении документа, подтверждающего прохождение проверки знаний (удостоверение о проверке знаний; копия протокола, выписка из журнала проверки знаний).

    56. Работник при проверке знаний готовит в письменной форме ответы на выбранный экзаменационный билет по каждому вопросу. В ответе аттестуемое лицо обязано изложить план и основные тезисы своего ответа.

    57. В случае использования контрольно-обучающих автоматизированных программ на базе персональных компьютеров проводится тестирование (письменный опрос) проверяемого в соответствии с установленным программным обеспечением. В ходе проверки знаний аттестуемое лицо должно дать ответ на каждый из полученных вопросов, выбранных случайным образом программой, в соответствии с требованиями по данной должности.

    58. В случае использования при тестировании персональных компьютеров и получения неудовлетворительной оценки аттестационная комиссия проверяет знания путем дополнительного устного опроса (собеседования). Окончательный результат проверки знаний в этом случае устанавливается с учетом данных тестирования и дополнительного устного опроса.

    59. Во время проверки знаний аттестуемому запрещается пользоваться нормативными документами и другими пособиями.

    60. Знания и квалификация проверяемых оцениваются по шкале "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".

    61. Оценка "отлично" ставится в том случае, когда аттестуемый глубоко и прочно усвоил весь программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с задачами и практическими заданиями, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок.

    62. Оценка "хорошо" ставится, если аттестуемый твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий.

    63. Оценка "удовлетворительно" ставится, если аттестуемый усвоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий.

    64. Оценка "неудовлетворительно" ставится, если аттестуемый не дал правильного ответа на большинство вопросов комиссии, не знает отдельных разделов программного материала, допускает существенные ошибки, не выполняет практические задания, задачи.

    65. Результаты проверки знаний работника оформляются протоколом проверки знаний норм и правил, форма которого приведена в приложении 3 к настоящим Методическим указаниям, заносятся в удостоверение о проверке знаний, а также учитываются в журнале учета проверки знаний норм и правил, форма которого приведена в приложении 4 к настоящим Методическим указаниям.

    66. Порядок оформления результатов проверки знаний и хранения документов определяется распорядительным документом начальника Управления государственного энергетического надзора, территориального органа.

    67. Удостоверение о проверке знаний выдается работнику при его оформлении на работу.

    Успешно прошедшему проверку знаний в удостоверение о проверке знаний вносятся соответствующие записи о результатах проверки знаний.

    Форма удостоверения о проверке знаний приведена в приложении 2 к настоящим Методическим указаниям.

    Удостоверение является документом, удостоверяющим право предъявителя на самостоятельную работу в указанной должности, и должно постоянно находиться при работнике во время выполнения им служебных обязанностей.

    Удостоверение подлежит замене в случае изменения должности.

    68. Работник, получивший неудовлетворительную оценку по результатам проверки знаний, обязан в срок не ранее двух недель и не позднее одного месяца пройти повторную проверку знаний.

    Работнику, получившему неудовлетворительную оценку по результатам проверки знаний, запись в удостоверение не вносится, а оформляется в журнале учета проверки знаний.

    69. Работнику, получившему неудовлетворительную оценку во второй раз, должна быть предложена другая работа, не связанная с осуществлением энергетического надзора.

    70. При невозможности предоставления подобной работы или несогласии работника с предложенной должностью вопрос о возможности сохранения трудового договора с ним решается работодателем в установленном законодательством порядке.

  • © «Московский институт энергобезопасности и энергосбережения»
    Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.
    Политика в отношении персональных данных
    Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство ПИ № ФС77-28742

    webmaster: webmaster@endf.ru