На главную страницу Rambler's Top100

О журнале

Архив

Разделы

Полезные ссылки

Rambler's Top100

Yandex.CN Сделано для России , тематический каталог отборных русских сайтов.

 

С. А. Хохлявин

эксперт по системам менеджмента, Инженерная академия, г. Екатеринбург
  • Энергобезопасность и энергосбережение №3, 2008

    Каким будет стандарт ISO 50001 в области энергоменеджмента?

    Международная организация по стандартизации (ISO), объединяющая 157 стран-членов, начала разработку нового международного стандарта ISO 50001 Energy management systems — Requirements with guidance for use (Системы энергоменеджмента — Требования с руководством по использованию). С этой целью создан новый технический комитет ИСО/ТК 242 "Энергоменеджмент" (ISO/TC 242 Energy Management), 1-е пленарное заседание которого состоялось 8-10 сентября прошлого года в США (Вашингтон, округ Колумбия). Комитет намерен подготовить стандарт ISO 50001 к публикации уже к концу 2010 г.

    Энергоменеджмент в повестке дня

    На встрече присутствовали делегаты из 25 стран изо всех регионов мира, а также представители Организации по промышленному развитию ООН (United Nations Industrial Development Organization, UNIDO). Основной пункт состоявшихся дискуссий — это потребность гарантировать совместимость будущего стандарта ISO 50001 c существующим набором стандартов других систем менеджмента (прежде всего, ISO 9001 и ISO 14001). Поэтому было принято принципиальное решение базировать разрабатываемый проект на общих элементах таких стандартов.

    Генеральный секретарь ISO Алан Бриден (Alan Bryden) по ее окончании заявил1: «Эта первая встреча символизирует запуск нового глобального подхода по систематическому обращению к энергопараметрам в организациях, энергоэффективности и связанным с этим воздействием на изменение климата. Это полностью соответствует нашей глобальной мобилизации на главные вызовы современности и совместному меморандуму ИСО и Международного энергетического агентства (IEA-ISO) о роли международных стандартов» [1].

    Функции секретариата ИСО/ТК 242 выполняют сразу две национальные организации по стандартизации, которые выступили инициаторами его образования: Американский национальный институт стандартов (American National Standards Institute, ANSI) и Бразильская ассоциация технических стандартов (Associacao Brasileira de Normas Tecnicas, ABNT). Активную поддержку их инициативе оказала еще одна национальная организация — Администрация по стандартизации Китая (Standardization Administration of China, SAC).

    Предтечей стандарта ISO 50001 стали американский стандарт ANSI/MSE 2000:2005, корейский стандарт KS A 4000:2007 и стандарты ряда европейских стран в области энергоменеджмента (рис.1) [2].

    В Европе с февраля прошлого года обсуждается проект европейского стандарта EN 16001, имеющего аналогичное название [3]. Издание этого стандарта предполагается осуществить уже до конца текущего года.

    В основе EN 16001 — национальные стандарты: Дании (DS 2403:2001), Швеции (SS 627750:2003), Ирландии (I.S.393:2005) и Испании (UNE 216301:2007).

    Майк Лоу (Mike Low), директор Британского института стандартов (BSI), комментируя проект EN 16001, заявил, что важно "создать инструмент наилучшей практики, который одновременно предоставляет экономические выгоды пользователю и сокращает нагрузку на окружающую среду, а также все более увеличивающиеся требования к энергосбережению". Комментируя проект ISO 50001, он добавляет: "BSI горд работать совместно с этими тремя национальными органами по стандартизации в таком важном проекте. Энергоменеджмент стоит в повестке дня, и наша цель состоит в том, чтобы, используя обширный опыт, который мы имеем в части разработки экологических решений, разработать стандарт, который продвинет нас вперед и в этой области"2 .

    Будущий стандарт новой системы менеджмента

    Разработанный проект ISO/WD 50001 находится лишь на первой стадии обсуждения среди экспертов и носит статус рабочего (Working Draft, WD) . Однако, несмотря на то, что проект подвергнется неизбежной правке и корректировке, он уже сейчас представляет несомненный интерес для специалистов.

    В нынешнем виде проект — это всего лишь костяк ("скелет"), который не носит детального характера и который еще предстоит "наполнить" содержанием в ходе дальнейших дискуссий экспертов. Так, лишь в общих чертах сформулирована область применения будущего стандарта, следует определиться с терминологией и нормативными ссылками, лишь в целом одобрена общая структура, еще предстоит разработать детальное руководство и включить его в приложение.

    Из проекта следует, что будущий стандарт будет определять требования для системы энергоменеджмента, позволяющей организации предпринять системный подход к непрерывному улучшению энегоэффективности (energy efficiency) и энергопараметров (energy performance)4 . Стандарт будет применим ко всем типам организаций независимо от их размера и отраслевой принадлежности, поэтому он не будет содержать заранее установленных критериев энергоэффективности. Предполагается, что ISO 50001 будет пригоден для сертификации подобно стандартам других систем менеджмента (ISO 9001:2008, ISO 14001:2004, OHSAS 18001:2007).

    В целом разработанный проект ISO 50001, несмотря на схожесть с европейским EN 16001 по терминологии и структуре, во многом воспроизводит американский подход, выраженный в упомянутом стандарте ANSI/MSE 2000:2005.

    Требования системы энергоменеджмента

    Исходя из проекта ISO 50001 организация должна:

    — установить, документировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему энергоменеджмента в соответствии с требованиями настоящего стандарта;

    — определить и документировать область и границы системы энергоменеджмента;

    — определить и документировать, как она выполняет требования этого стандарта, чтобы достигнуть непрерывного улучшения в части энергоэффективности — т.н. "энергоперформанс".

    Ответственность топ-менеджмента. В EN 16001 отдельного пункта с таким названием не существует, обязанности высшего руководства разнесены ("размазаны") по отдельным пунктам (часть раскрывается через обязанности организации, часть — в пункте, посвященном распределению ролей, ответственности и полномочий). В американском подходе главенствующая роль топ-менеджмента, роль "первых лиц" в организации прописана куда более четко, и ему придается особое значение.

    Согласно проекту ISO 50001 топ-менеджмент организации должен демонстрировать по отношению к системе энергоменеджмента обязательство по непрерывному улучшению ее эффективности посредством:

    — определения энергополитики;

    — идентификации области и границ, в рамках которых внедрена и функционирует система энергоменеджмента, и ее выполнения всюду в организации;

    — определения необходимых критериев и методов, чтобы гарантировать, что и функционирование процессов и контроль этих процессов остаются эффективными;

    — включения энергосоображений (energy considerations) в долгосрочное планирование, если это применимо;

    — доведения до сведения всех заинтересованных лиц внутри и вне организации важности энергоменеджмента;

    — установления энергоцелей и гарантирования их достижения;

    — выделения необходимых ресурсов;

    — проведения анализов системы со стороны руководства.

    Роли, ответственность и полномочия. В проекте ISO 50001 этот пункт разработчики оставили для дальнейших дискуссий, обозначив в нем пока лишь ответственность и роль уполномоченного высшим руководством представителя в области энергоменеджмента (energy management representative). Проект EN 16001 называет его энергоменеджером (energy manager). Это то лицо, которое отчитывается перед топ-менеджментом об эффективности системы, о пригодности для этого выбранных индикаторов (energy performance indicators, EPI)5 , о планировании действий по достижению энергоцелей, показателей и реализации энергополитики (рис.2).

    Энергополитика — это важнейший элемент системы энергоменеджмента, который прописан и в EN 16001, и в проекте ISO 50001. Определить и документировать энергополитику организации — это обязанность топ-менеджмента. Из проекта ISO 50001 следует, что она должна:

    · обращаться ко всем факторам существенного использования энергии (significant energy uses),

    · соответствовать области и границам системы энергоменеджмента,

    · быть уместной характеру и масштабу использования энергии,

    · быть совместимой с политикой других систем менеджмента (это единственный момент, который не предусмотрен в EN 16001).

    При определении энергополитики топ-менеджмент должен заявить такие обязательства, как:

    · выполнение требований настоящего стандарта,

    · соблюдение законодательных и других требований, которым она согласилась следовать добровольно,

    · вести непрерывное улучшение энергопараметров.

    Планирование. На этой стадии в проекте ISO 50001 не встретишь таких ключевых для EN 16001 категорий, как "энергоаспект" (energy aspect)6 , "существенный энергоаспект" (significant energy aspect)7 и реестр энергоаспектов (inventory of energy aspects).

    Напомним, что исходя из EN 16001, организация должна идентифицировать и документировать свои энергоаспекты, расположив по приоритетам для анализа те из них, что являются существенными. Идентификация энергоаспектов является критическим шагом в понимании того, где в пределах организации энергия расходуется неэкономно, и формирует базис, чтобы расположить по приоритетам усилия организации по сокращению энергопотребления.

    В отличие от этого разработчики проекта ISO 50001 вводят понятие «энергопрофиль организации» (energy profile) и считают важной, прежде всего, идентификацию настоящего и прошлого расхода энергии в ходе так называемой "базовой оценки" (baseline assessment). Так, организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии документированную процедуру разработки и поддержания актуальным своего энергопрофиля. Он должен:

    — быть совместим с областью системы энергоменеджмента;

    — обновляться в определенные интервалы и использоваться при планировании.

    Первичный энергопрофиль (initial energy profile) является отправной точкой для всех последующих действий. Он должен определить так называемый энергобазис (energy baseline) для соответствующего периода времени, предусматривать все направления существенного использования энергии и факторы, воздействующие на такое использование. Именно по отношению к этому энергобазису должны прослеживаться энергоэффективность, ее изменения в худшую или в лучшую сторону.

    В ходе базовой оценки организация должна, в частности:

    — идентифицировать сооружения, оборудование, процессы и персонал, работающий для или от имени организации, которые в значительной степени затрагивают энергопотребление;

    — идентифицировать другие уместные переменные, воздействующие на энергопотребление;

    — установить индикаторы энергоэффективности (EPI);

    — вести записи метода(ов) для идентификации этих факторов;

    — анализировать на регулярной основе идентифицированные факторы существенного использования энергии;

    — идентифицировать и располагать по приоритетам возможности для улучшения энергопараметров.

    Аналогично EN 16001 и стандартам других систем менеджмента проект ISO 50001 предусматривает обязанность организации идентифицировать касающиеся использования энергии законодательные и другие требования, которым она согласилась следовать добровольно.

    Энергоцели и показатели (energy objectives and targets) и в проекте ISO 50001, и в EN 16001 остаются значимым элементом системы энергоменеджмента организации. Они должны быть совместимы с ее энергополитикой и включать обязательства по улучшению энергоэффективности, а также по выполнению применимых законодательных и других требований, которым организация согласилась следовать добровольно.

    Установленные энергоцели и показатели должны быть:

    · во-первых, измеримы,

    · во-вторых, документированы,

    · в-третьих, включать сроки для их достижения.

    Для достижения поставленных энергоцелей и показателей проект ISO 50001 предписывает организации составить и поддерживать в рабочем состоянии планы действий в области энергоменеджмента (energy management action plans). В EN 16001 они названы Программами энергоменеджмента. Учитывая схожесть характера и содержания этих документов, разработчики проекта оставляют для дальнейших дискуссий вопрос об их названии. Возможный вариант: "Проекты и Программы" (Projects and Programmes).

    Внедрение и функционирование системы

    Понимание, подготовка и компетентность. Оба проекта (и EN 16001, и ISO 50001) требуют от организации, чтобы она гарантировала, что любое лицо, выполняющее задачи для или от ее имени, которые связаны с идентифицированными факторами существенного использования энергии, было компетентно на основе соответствующего образования, подготовки или опыта.

    Каждый уровень управленческого персонала должен быть соответствующим образом информирован и обучен в области энергоменеджмента, чтобы быть способным избрать надлежащие действия в рамках возложенных на него функций.

    Стадия проектирования. В отличие от EN 16001 вопросы энергосбережения на этой стадии включены в проект ISO 50001 отдельным пунктом. Так, организация должна оценивать и вести записи факторов существенного использования энергии при разработке спецификации, проектировании, модификации или реконструкции систем энергопотребления, оборудования и/или зданий. Оценка возможностей улучшения энергоэффективности должна быть включена в проектировочные действия на всех стадиях любого проекта.

    Операционный контроль (управление операциями). В этой части оба проекта требуют от организации идентифицировать и спланировать те операции, которые связаны с факторами существенного использования энергии (в EN 16001 - "существенными энергоаспектами") и могут гарантировать последовательное выполнение энергополитики, достижение энергоцелей и показателей.

    Управление документами. Общий элемент всех систем менеджмента и потому неизменный раздел всех стандартов на такие системы, в т.ч. ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001. Будет он включен и в EN 16001, и в ISO 50001. Обычно в разделе излагается то, из чего должна состоять документация системы в бумажной или электронной форме, от каких факторов зависит степень документирования процессов и требований, устанавливается необходимость периодического обновления документации по мере необходимости и т.п.

    Поддержание связей. Все лица, работающие для и от имени организации, могут принять активное участие в энергоменеджменте и в улучшении энергоэффективности ("энергоперформанс"). Это общая аксиома обеих проектов: и EN 16001, и ISO 50001. На выполнение этой цели должны быть направлены усилия организации по поддержанию внутренних связей. Необходимо гарантировать, чтобы персонал на всех уровнях организации поощрялся делать предложения, направленные на улучшение системы, и представлять уместные комментарии.

    Закупки. Во-первых, проектом ISO 50001 предъявляется требование приобретения энергоэффективного оборудования. Организация должна установить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры, позволяющие оценивать энергопотребление закупаемого оборудования.

    Во-вторых, вопросы покупки энергии, в т.ч. качества энергоресурсов. Организация должна определить и документировать одобренные технические требования и спецификации для закупаемых энергоресурсов.

    Необходимость планирования действий в чрезвычайных ситуациях (contingency planning). В отличие от EN 16001 проект ISO 50001 обращает внимание на это особое внимание. Организация должна установить, документировать и поддержать в рабочем состоянии процедуру, позволяющую идентифицировать и реагировать на перебои в энергопоставках или другие ЧС. Эта процедура должна стремиться предотвращать или смягчать последствия возникновения ЧС и обеспечивать непрерывность бизнес-операций.

    Проверка эффективности системы

    Мониторинг и измерения. Как и в EN 16001, проект ISO 50001 требует от организации идентифицировать и описать требования, предъявляемые к измерениям и мониторингу планов действий в области энергоменеджмента. В запланированные интервалы она должна измерять энергопараметры, вести мониторинг и записи, а также оценивать результаты этих измерений.

    Когда идентифицированы несоответствия, они должны быть исправлены и предприняты корректирующие и предупреждающие действия, чтобы смягчить их воздействие.

    Аудит системы энергоменеджмента. Подобно EN 16001 в проекте ISO 50001 предусмотрено, что в запланированные интервалы организация должна выполнять аудиты системы, чтобы гарантировать, что система:

    — соответствует энергополитике, энергоцелям, планам действий и любому другому требованию стандарта,

    — является эффективной, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии.

    График аудитов должен быть спланирован, учитывая статус и важность аудируемых процессов и областей, а также результаты предыдущих аудитов. Выбор аудиторов и проведения аудитов должен гарантировать объективность и беспристрастность процесса аудита.

    Помощь внутренним аудиторам системы энергоменеджмента должна будет оказать новая версия стандарта ISO 19011 Guidelines of management systems auditing (Руководящие указания для аудита систем менеджмента), которая также будет издана в 2010 году. Это будет руководство для аудитов всех систем менеджмента как существующих, так и будущих. В настоящее время проект этого стандарта имеет статус рабочего (Working Draft, WD). При этом требования для сертификационных аудитов будут включены в отдельный стандарт ISO/IEC 17021-2.

    Как известно, действующее издание стандарта ISO 19011:2002 (в США - это ANSI/ASQ/ISO 19011:2002, в России - ГОСТ Р ИСО 19011—2003) включает указания по проведению аудитов лишь двух систем: системы менеджмента качества (ISO 9001:2008) и системы экологического менеджмента (ISO 14001:2004).

    Анализ системы со стороны высшего руководства. В запланированные интервалы высшее руководство должно анализировать работу системы энергоменеджмента, чтобы гарантировать ее продолжающуюся пригодность, адекватность и эффективность. Этот раздел проекта ISO 50001, включая входные и выходные данные такого анализа (табл.1), имеет лишь незначительные отличия от аналогичного раздела EN 16001.

    Работа над проектом продолжится

    2-е пленарное заседание Технического комитета ИСО/ТК 242 состоится 9-12 марта с.г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия). Ожидается, что по его результатам будет принято решение о присвоении проекту статуса "проекта комитета" (Committee Draft, CD). На 3 - м заседании, которое запланировано на октябрь с.г., этот статус может измениться уже на "Проект DIS" (Draft International Standard).

    К сожалению, Россия при создании ИСО/ТК 242 не вошла в его состав ни в качестве страны-участницы (всего их 33), ни в качестве страны-наблюдателя (их всего 6, включая, кстати, соседний нам Казахстан). Однако действующие в рамках Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Комитет по энергополитике и Комитет по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия планируют организацию совместной Рабочей группы по участию российских представителей в ИСО/ТК 242.

    Данный факт не может не радовать, т.к. по официальным данным, приводимым начальником Управления технического регулирования и стандартизации Ростехрегулирования Клюшниковым В.Н. [4], в настоящее время количество участий России в рабочих группах ISO с трудом дотягивает до 10 (например, США - 472, Великобритания - 339, Франция - 174, ФРГ - 348).

    Россия наряду с представителями других стран-мировых лидеров имеет реальный шанс включиться в разработку стандарта ISO 50001 еще на самой ранней стадии. Вне всякого сомнения, российские компании не меньше, чем зарубежные, заинтересованы во внедрении энергоменеджмента и повышении тем самым своей энергоэффективности. В этом плане будущий стандарт ISO 50001 может оказать им реальную поддержку и помощь будучи основан на наилучшей мировой практике в этой области.

    Литература

    1. IEA — ISO joint position paper "International Standards to develop and promote energy efficiency and renewable energy sources" // Special ISO Focus — World Energy Congress 2007. — P.5-10 [на русском языке: "Роль международных стандартов в повышении энергетической эффективности и продвижении возобновляемых источников энергии". Документ об общей позиции Международного энергетического агентства и Международной организации по стандартизации // Мир стандартов. — 2008. — № 2(23). — С.46-51.

    2. Хохлявин С.А. Система энергоменеджмента: от стандартов национальных к стандартам ISO // Энергобезопасность в документах и фактах. — 2007. — № 5(17). — С.13-17.

    3. Хохлявин С.А. Система энергоменеджмента в проекте будущего стандарта EN 16001 // Энергобезопасность в документах и фактах. — 2008. — № 2(20). — С.17-22.

    4. Клюшников В.Н. О Программе разработки национальных стандартов на 2008 год // Мир стандартов. — 2008. — № 3(24). — С.82-97.

  • © «Московский институт энергобезопасности и энергосбережения»
    Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.
    Политика в отношении персональных данных
    Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство ПИ № ФС77-28742

    webmaster: webmaster@endf.ru